Однако к 1,5 годам боязнь посторонних проходит - малыш весь открыт миру, с каждым готов пообщаться. И научить его делать это правильно - задача родителей.
Золотая серединка
"Какой хороший мальчик! Как тебя зовут? А маму? А папу? Где они работают?" - любопытная соседка по магазинной очереди, проводит допрос с пристрастием. Как отреагирует кроха? Смутится и спрячется за маму? Легко поведает все ему известное и даже больше?
Наладить контакт малыша и посторонних - дело не простое. Ведь при этом важно обеспечить безопасность ребенка, не нарушить его способность адекватно (в меру доверчиво) реагировать на внешний мир. Итак:
Если чадо чересчур активно, общительно - немного тормозите его, напомнив о бдительности. Например: "Чужим людям нельзя рассказывать о себе все. Можно отвечать на нейтральные вопросы ("Как тебя зовут?" "Что это за улица?"), а некорректные (уточните, какие именно: о местожительстве, работе родителей и частной жизни семьи) стоит просто игнорировать.
Если малыш тревожный, боязливый - приободрите, помогите ему завести разговор, направляя в нужное русло. Главное - не запугивать кроху ("Все чужие люди - плохие!"), иначе он замкнется еще сильнее. Важно соблюдать золотую середину - между "душа на распашку" и "бука".
Психологи отмечают: если ребенок в дошкольном возрасте не общался ни с одним посторонним взрослым, в школе ему придется не сладко (учителя, они ведь тоже "чужие", а слушаться их нужно).
Быть вежливым или защищаться?
Мы хотим видеть детей воспитанными и заботимся об их безопасности. Эти стремления совершенно не противоречат друг другу.
С одной стороны, доброжелательность ребенка в общении с "чужими" зависит от личного поведения родителей - покажите достойный пример. Если малыш все же "опростоволосился" (например, громко спросил в автобусе: "А почему дяденька такой толстый?") извинитесь за него, не ругайте прилюдно, поговорите об этом дома, наедине.
С другой стороны, ребенок должен понимать, что вежливость - еще не признак "хорошести" человека. Предупредите чадо о том, что взрослые бывают разные: есть и такие, которые делают детям плохо (в подробности вдаваться не стоит), но выглядят как хорошие.
Распознать их не просто, поэтому, если какие-то просьбы или предложения чужого взрослого просто не нравятся малышу, можно смело отказывать. А в ситуациях, когда ребенку что-то угрожает, можно и вовсе вести себя неприлично: громко кричать, драться, кусаться, говорить неправду и т. д. В это случае важна только безопасность, а не правила хорошего тона.
Обучая безопасности ребенка на улице, говорите не о том как нельзя себя вести, а о том, как можно.